Читая форумы русских вебмастеров поражаюсь отношением к Google Adsense как к последнему средству монетизации сайта. Все сводится к тому, что adsense дает слишком мало прибыли. Давайте разберемся почему так происходит и как можно исправить положение.

Большинство вебмастеров Так пишут про интернет и подходит к контекстной рекламе с теми же принципами, что и к медийно баннерной рекламе с оплатой за показы. Такой подход в корне не верен. Размещая код баннрообменной сети вебмастер не задумывается о конверсии показов в клики, потому эффективность такого рода рекламы для рекламодателя крайне низкая. В контекстной рекламе оплата происходит за клики по объявления, следовательно и подход к ее размещению должен быть совершенно иной.

За годы работы с контекстом и вообще с партнерскими программами, основанными на конверсии я выделил для себя несколько основных моментов исключительно сильно влияющих на доход:

1. Качество и количество трафика.
2. Расположение рекламных блоков на сайте и их вид.
3. Релевантность рекламы контенту сайта.

Давайте пройдемся по этим пунктам более углубленно.

1. Качество и количество трафика

С количеством все понятно, чем больше трафика, тем больше прибыль. Давайте разберемся с качеством. Возьмем простой пример, магазин электроники в гипермаркете. Кто чаще покупает телевизоры? Посетители магазина, праздно шатающиеся по гипермаркету или покупатели, которые целенаправленно пришли выбирать телевизор. Надеюсь ответ очевиден. Не знаю точной статистики конверсии праздных посетителей в покупатели и целенаправленных посетителей в покупатели, но думаю, что разница в сотни, а может и тысячи раз.

А как же в интернете? А все точно так-же. Праздно шатающиеся пользователи приходят на сайт по ссылкам, расположенным на развлекательных сайтах, в социальных сетях, на форумах и т/п. Большинство переходов по таким сайтам делается исключительно из любопытства, а то и вообще случайно. Не верите? Проанализируйте свое поведение, когда вы не работаете, а просто бродите по интернету. Такой трафик традиционно считается низкокачественным, оно и не удивительно, такие пользователи редко просматривают больше 1-2 страниц сайта, а то и вообще закрывают его не дождавшись загрузки. Рекламные объявления им и подавно не интересны. Однако не стоит забывать об этом трафике, его тоже можно конвертировать в лояльных пользователей, но это отдельная история.

Следующий по качеству трафик — посетители с медийных рекламных компаний. Доля случайных кликов по баннерам довольно высока. Существует масса методов увеличения CTR баннеров, тут главное не перегнуть палку, иначе можно получить много трафика, но конверсия у него будет ужасная. С такого рода трафиком гораздо проще работать, чем с предыдущим, т/к пользователь уже заинтересовался баннером, а следовательно и сайтом. Если ваш баннер является отражением сайта, не обещает того, чего на сайте нет, конверсия будет достаточно хороша.


Трафик из поисковых систем. Это, пожалуй, один из самых лучших видов трафика. Это как раз те покупатели, которые пришли выбирать телевизор. Эти пользователи уже ищут и если дать им то, что они ищут доход не заставит себя долго ждать. Однако и этот трафик может быть плохим, если ваш сайт о телевизорах находится на первой позиции по запросу «холодильники» толку от этого трафика будет не много. Это крайне нереалистичный пример, однако он отражает суть. Давайте рассмотрим другой вариант. Ваш сайт содержит массу исчерпывающий информации о моделях телевизоров Самсунг. Если ваш сайт находится на первых позициях по запросу «телевизор», это замечательно и вы получите много трафика, но далеко на весь этот трафик не будет целевым. Что ищет человек, вводя запрос «телевизор» в поисковую машину? Он может искать историю развития телевизоров, информацию о различных моделях телевизоров, шутки о телевизорах или телевизионную программу. Что он ищет в дествительности, понять категорически невозможно. Потому и качество такого трафика оставляет желать лучшего.

Какой же трафик считается качественным? Ответ простой — трафик по низкочастотным четко сформулированным запросам. Такие запросы как «телевизоры самсунг», «модели телевизоров самсунг» гораздо более конкретны и потому гораздо более прибыльны. Однако трафика по таким запросам довольно мало, но зато и запросов таких значительно больше. Такие запросы называются низкочастотными. Если «поднять» ваш сайт по тысячам низкочастотных запросов на первые позиции, то можно получить довольно много качественного тематического трафика с минимальными затратами.

Я умышленно не рассматриваю трафик с рекламных объявлений в системах контекстной рекламы, т/к он достаточно дорогой, а минимизация затрат на его покупку тема отдельной книги. По качеству он сравним с поисковым трафиком.

Последним, на мой взгляд одним из самых качественных источников трафика является e-mail рассылка. Прошу не путать легальные рассылки, на которые пользователь подписывается самостоятельно и нежелательные рассылки, т/е спам. E-mail рассылка дает не так много трафика относительно количества подписчиков, но этот трафик очень хорош, т/к пользователь уже доверяет вашему сайту, с удовольствием заходит на сайт и кликает на рекламу. Кроме того, если для рассылки вы используете Feedburner, контекстные объявления можно показывать в самой рассылке и в RSS.

2. Расположение рекламных блоков на сайте и их вид.

Для начала давайте разобьем наш сайт на основные части. Традиционный сайт обычно содержит шапку, панель навигации, контентную область и подвал.

Где и как располагать объявления? В традиционной медийной рекламе считается, что чем ближе к началу страницы расположен баннер, тем он более заметен и на него лучше кликают. Если вы посмотрите цены на сайтах, продающих места под медийную рекламу на основе показов или на определенный срок, не трудно заметить, что за баннер в шапке сайта просят значительно больше, нежели за баннер в середине или внизу страницы. Но вспомните, что вы делаете когда заходите на сайт? Я сразу кручу колесико мышки, чтоб промотать шапку с рекламой и добраться до контента, который мне интересен и за которым я пришел на сайт. Рекламу в шапке сайта я просто не замечаю. Собственно почти то-же самое происходит и с подвалом сайта, мои эксперименты показывают, что реклама в подвале сайта эффективнее чем реклама в шапке, каким бы поразительным это не казалось.

Реклама в панели навигации тоже не самое эффективное занятие, но тут есть несколько моментов, которые можно осветить с точки зрения прибыльности. Обычно навигация располагается прямо под шапкой, слева или справа от контента. Если навигация под шапкой… случай сложный, но поправимый. Единственный способ монетизации, который хоть как-то работает — размещение объявлений в виде блока ссылок. Маскировка такого блока под навигационное меню вполне может принести результат, хотя лично я не считаю этот метод самым удачным, т/к есть вероятность, что пользователь просто введен в заблуждение.