Пресс-служба – в центре PR-коммуникаций? (3 часть)

Дмитрий Николаевич Нечаев, доктор политических наук, консультант Воронежской Городской Думы, перевел дискуссию в иную плоскость. Он говорил о том, что для него, как для муниципального чиновника, редактора газеты и преподавателя PR и журналистики, самое важное заключено в названии учебника, который стал предметом дискуссии. Он сделал акцент на слове «современная». «По большому счету мы сейчас видим, как в регионах, так и на федеральном уровне, что есть несколько фрагментов в нашей профессии, которые существуют сами по себе. Только в Воронеже по специальности «Связи с общественностью» готовят несколько вузов, в том числе три из них государственные: Воронежский государственный университет, с хорошими гуманитарными традициями, Воронежский государственный технический университет (понятен его спектр), Воронежский государственный строительный университет и три негосударственных вуза. С другой стороны, количество выпускников, которые выходят из стен вузов, получив диплом, отнюдь не означает, что они заполняют те ниши, которые свободны в профессии или выдавливают тех, кто уже трудится на этом поприще. Поэтому я рад тому, что авторы очень серьезно угадали направленность, в том числе в обозначении специфики связей с общественностью, в обозначении специализации по ведущим направлениям. Здесь хорошо то, что выделяется насколько очень важных систем, потому что должны быть связи с общественностью со своей спецификой в государственных учреждениях, могут быть связи с общественностью бизнес-структур, могут быть связи с общественностью политических партий, некоммерческих организаций и так далее. Вот это очень важно: авторы впервые попробовали показать отличия и специфику каждого из этих направлений».

Заключительное выступление принадлежало Павлу Беленко, старшему партнеру консалтинговой группы «Имикор», который говорил о кадровом аспекте развития PR в России. «Сегодня в PR, в пресс-службы приходят в основном из смежных специальностей – журналистики, философии, психологии и социологии. Если выделить места, где может работать PR-специалист, то можно выделить пять направлений: это профильные подразделения органов государственного управления, PR-отделы компаний, PR-агентства и, наконец, два последних места это – фриланс и вузы.


В Москве порядка 30 вузов готовят по этой специальности, в каждом регионе в среднем 2-3. Когда 4 года назад я взял четырех студенток с третьего курса к нам в PR-службу, то очень любопытный феномен для себя обнаружил – очень важна заинтересованность, вовлеченность. Например, студентка по телефону говорит как колхозница. Так вот, мы несколько месяцев учили её общаться по телефону и т.д. Через две года наши студентки стали специалистами по PR, могут провести пресс-конференцию, написать пресс-релиз.

Ко всему этому у нас при пожарах могут быть непонятки. Планы эвакуации все в негодном состоянии, по этому изготовление планов эвакуации приоритетная задача компаний пожарной безопасности!

Чтобы посмотреть на рынок труда по PR можно использовать сайт, на котором аккумулируются все существующие вакансии, которые есть в СМИ. Я, не далее как сегодня с утра, посмотрел его вновь и, как вы думаете, каково соотношение спроса и предложения? На должность пресс-секретаря – 4 вакансии, вакансий специалистов – 65, а резюме – 650. Вот так.