Когда-то каждая компьютерная игра создавалась разработчиками с нуля. Но эти времена закончились более 10 лет назад, с момента появления игры Doom. В наши дни практически все коммерческие игры создаются с использованием готового инструментария, позволяющего не изобретать велосипед каждый раз заново — так называемых игровых движков или game engines. Существует огромное число коммерческих и бесплатных движков, стоимость некоторых составляет сотни тысяч долларов. В то же время существуют и бесплатные (обычно open source, с открытым кодом) игровые движки.

На сегодняшний день самыми популярными и продвинутыми из бесплатных движков являются:

OGRE (Object-Oriented Graphics Rendering Engine). Объектно-ориентированный графический движок рендеринга. Написан на C++, 3D графика, внутри используются Direct3D and OpenGL. По этому движку существуют даже печатные книги, правда только на английском. Есть русский сайт. Для работы с последней версией движка нужен один из следующих компиляторов gcc, Visual C++ 7.1 (2003), Visual C++ 8.0 (2005).
На самом деле это не совсем игровой движок, как написано в документации:
«Ogre — графический, и только графический движок. Это значит что ничего другого кроме вывода и обработки графики он не делает. Но это значит еще и то, что к нему можно прикрутить сторонние библиотеки для создания полноценной игры, а именно:

Звук
Организация сети
Ввод(манипуляторы, джойстики)
Расчет столкновений

Ogre не содержит эти библиотеки, но предоставляет интерфейс, который позволяет легко подключать внешние модули.»
На этом движке делают в том числе и коммерческие игры, в частности на нём написаны игры «Стальные монстры» (Pacific Storm) и онлайновая игра Anarchy Online.

Crystal Space. Open source кросс-платформенный SDK для 3D графики в реальном времени, в особенности для разработки игр. Написан на C++, но использовать его можно не только в C++ проектах, но и из Python, Perl, Java проектов.

Nebula engine 2. Open source 3D game and visualisation engine. Использовался в нескольких коммерческих играх. Написан также на C++, работает только под Windows, использует DirectX 9.0. Есть классы для реализации шейдеров (HLSL и FX-файлы DirectX), скелетной анимации, системы частиц, теней. Поддерживает несколько широко распространённых скриптовых языков TCL, Python и Lua.


Irrlicht. Всё почти аналогично, open source, кроссплатформенный, написан на C++, можно использовать из-под .NET (языки типа C#, VisualBasic, and Delphi.NET), Java — c помощью библиотеки jirr или Bindenlicht, Python — с помощью библиотеки Pyrr, Ruby — с помощью библиотеки IrrRuby и ряда других языков. См. knol об этом движке — Irrlicht Engine.

OpenSceneGraph. Open source, кроссплатформенный, написан на стандартном C++, использует OpenGL. Работает с трехмерными моделями форматов .lwo, .obj, .geo, .3ds, .x, .wrl, то есть с объектами, созданными в любом современном редакторе трехмерной графики (3DS Max, Maya и Lightwave 3D).

Microsoft XNA. Технология от Microsoft для кросплатформенной разработки игр для 3-х платформ — Windows, Xbox 360 и Zune (это такой mp3 плейер от Microsoft). Правда, чтобы разрабатывать игры для Xbox, придётся приобрести подписку на XNA Creators Club за $99 в год, но под Windows игры можно разрабатывать бесплатно. Технология расчитана на разработку игр под DirectX и .NET Framework ( .NET Compact Framework на Xbox 360) и, соответственно, основным языком при разработке игр с использованием XNA должен быть C#. Есть поддерживаемое корпорацией сообщество разработчиков. На сайте techdays.ru есть несколько «вебинаров» (слайдов, сопровождаемых закадровым голосом), посвященных разработке игр на XNA, Вебинары прочитаны сотрудниками Microsoft и представляют собой неплохое введение в курс дела.

Недавно движок Unreal Engine 3 стал бесплатным для некоммерческого использования. Это движок, на котором созданы такие игры, как Unreal Tournament 3, Bioshock, Mass Effect, Mirror’s Edge. Документация, редактор, собственный скриптовый объектно-ориентированный язык UnrealScript. Но для коммерческих целей придется приобретать лицензию, впрочем, на довольно хороших условиях — $99 лицензия, 25% с прибыли свыше $5000. Если учитывать, что совсем недавно его продавали почти за $миллион, то это практически даром.

Набирает популярность заточенный под web разработку Unity3D, у которого есть бесплатная версия. Это мультиплатформенный инструмент для разработки игр. Редактор работает под Windows и MacOS. Игры работают под Windows, MacOS, Wii, iPhone, iPod, iPad, Android, PS3, XBox 360 а также через веб-плеер Unity (подключается к браузеру под Windows или Mac OS как плагин). Поддержка DirectX и OpenGL.
Разобраться в Андройде вам поможет проект VAndroide.Com

Есть еще ряд бесплатных движков (в частности GLScene, Dark Basik, Panda3D), но выше перечисленные — самые раскрученные.