психология ведения информационных войн в PR


Или история с принудительным якобы снятием рекламных новогодних плакатов «Ждем тебя, веселый гном» перед визитом российского президента в некий региональный центр. Вопросы: существовали ли плакаты, и даже, если это так, не были ли они сняты просто в связи с окончанием праздничного сезона, не приходит в голову благодарным слушателям/распространителям, байка то хороша, хотя даже для непрофессиональных, но трезвомыслящих наблюдателей подозрительно напоминает анекдот. Тут одним информационным ударом достигается тройной эффект: «доказывается» отсутствие свободы слова в государстве; демонстрируется наличие комплексов у президента; дискредитируется сама персона первого лица, который предстает не как государственный деятель, а как забавный коротышка, то есть фокус общественного внимания смещается с существенного – деяний, на несущественное — особенности внешности деятеля.
В заключение нельзя хотя бы коротко не упомянуть о таком наисовременнейшем аспекте ведения информационных войн как маркетинг в социальных медиа (SMM), который успешно осваивает традиционные ПР-инструменты (обычно их определяют как «черный» ПиаР) . По данным агентства интернет-маркетинга «Matik», в 2009 году более трети (38%) компаний ощутили на себе воздействие негативной или ложной информации, которая целенаправленно распространяется в форумах, социальных сетях, блогах и социальных медиа. Ожидается, что эта цифра будет расти в 2010 году вместе с ростом количества и изощренности PR-схем информационных войн. Так, например, с прошлого года крайне популярной схемой являются «Лже-комментарии», направленные на подрыв авторитета известного или активного интернет-субъекта (им может быть руководитель или менеджер компании, когда от имени этого человека публикуются нелепые, спаммерские или провокационные комментарии на различных площадках, причем в лже-комментариях дается ссылка на сайт или блог «автора»). Также получила развитие схема «Ложный профайл», когда на разных площадках создаются странички, якобы принадлежащие компании или ее представителям, обретшая второе дыхание в связи с ростом русскоязычного Twitter. PR-агрессоры создают микроблоги известных компаний или людей с двумя целями: распространять негативную информации и переманивать часть целевой аудитории с настоящего Twitter-блога фирмы на поддельный. Кризис и выросшая безработица дали также новый толчок старой схеме «Плохой работодатель» — теперь вместе с обиженными сотрудниками и под их личиной на компании все чаще «жалуются» конкуренты (наиболее частые темы «недовольства»: низкая зарплата, переработки, невыполнение обещаний и контрактов, психологическое давление и незаконные увольнения без компенсации). При этом по-прежнему, крайне популярны тематические форумы в качестве площадки для слива компромата или ложных сведений о компании, ее продукции, или руководстве. По прогнозам того же «Matik», на рынке интернет-PR услуга по борьбе с информационными атаками («черным» пиаром) станет одной из наиболее востребованных наравне со скрытым PR в социальных медиа и продвижением пресс-релизов. Из сказанного очевидно, что сегодня в рамках продвижения процесс управления репутацией компании, подвергающейся информационным атакам (а объектом такой атаки может стать любой субъект рынка), невозможен без тотального интернет-мониторинга и симметричного ответа на агрессивные действия конкурента еще и в социальных медиа.