Очень часто, когда говорят о развитии предпринимательства, то все вспоминают об административных барьерах. Мне кажется, что регулирование — это еще пол-беды. Мало кто говорит о внутренних «болячках» самого предпринимательства — культуре, стереотипах, комплексах и прочих «тараканах». И пока предприниматели не освободятся от них, бизнес-среда будет продолжать «заболачиваться». Вот мои некоторые наблюдения.

Первое наблюдение. Очень часто происходит так, что из одной фирмы уходит «звезда» или ключевой специалист, чтобы создать «свой» бизнес. Все бы хорошо, если бы он не «уносил» с собой идеи принадлежащие предыдущей фирме, ее клиентуру или не «перетягивал» оттуда сотрудников. В большинстве случаев уходя, такие люди, начинают конкурировать с предыдущей фирмой и просто-напросто «убивают» предыдущий бизнес, сбивая цены и используя другие методы, т.е. не давая предыдущей фирме капитализироваться и стать устойчивой, переполняют рынок и таким образом «распыляют» созданный кем-то ресурс и больше разрушают, чем созидают.

Я думаю, что социальная ценность любого предпринимателя, начинающего новый бизнес заключается в том, что он должен принести некую новую ценность, которая бы поднимала что-то на новый уровень или создавалась какая-то совершенно новая, уникальная ценность.


По-большому счету, происходит кража бизнеса, к которой, общество в целом, относится довольно терпимо и соответственно, одобрительно. Не говорит ли это об отсутствии культуры уважения к первопроходцам, пионерам, созидателям и генераторам идей, без которых ни одно общество не сможет прогрессировать и быть конкурентоспособным, и по сути, говорит от отсутствии уважения к чужим идеям. Ведь что такое в сущности «авторские права» в бизнесе? Это что-то, что было создано кем-то и внесло вклад в развитие бизнеса и если общественная среда не позволяет ему эффективно сохранять свои права, то мы и «поедаем» другу друга, не давая друг другу ни развиваться, ни «встать на ноги» и тем более создать уважаемый бренд и выйти за пределы рынка своей страны.

В чем же причина этого? Может у большинства таких предпринимателей нет элементарного самолюбия и самоуважения, чтобы доказать свою предпринимательскую состоятельность тем, чтобы принести в общество реально новую успешную идею, продукт, услугу, концепцию, модель и т.д. или мы находимся на таком отрезке времени, когда нас заботит лично наше, собственное благополучие, и кроме как воровстом, мы зарабатывать не умеем?

Есть ли у нас общественная и деловая среда, которая бы совершенно нетерпимо относилась к «ворам» и позволяла таким же гениальным людям, как Стив Джобс, думать только о совершенствовании своих гениальных продуктов, без опасений за за свои права, и затем дать всем нам возможность гордиться своей национальной причастностью к продуктам, подобным iPad, iPod и iPhone и сплотиться вокруг них, чтобы создать вокруг его продуктов целую индустрию apps и аксессуаров? Или нам еще предстоит очень долго «тянуть» самых талантливых вниз не давая им возможности вырваться и засиять?